Инклюзивное обучение

Инклюзивные сообщества:

• Быть инклюзивным означает искать пути для всех детей быть вместе
во время обучения (включая детей с инвалидностью)

• Инклюзия – это принадлежность к сообществу (группе друзей, школе,
тому месту, где живем)

Инклюзия означает раскрытие каждого ученика
с помощью образовательной программы,
которая достаточно сложна,
но соответствует его способностям.

Инклюзия учитывает потребности,
также как и специальные условия и поддержку,
необходимые ученику и учителям для достижения успеха.
• В инклюзивной школе каждого принимают и считают важным членом коллектива
• Ученика со специальными потребностями поддерживают сверстники и другие члены школьного сообщества для удовлетворения его специальных образовательных потребностей.

Важные составляющие инклюзии:
• Разработать философию, поддерживающую соответствующую инклюзивную практику
• Всесторонне планируйте инклюзию
• В процесс создания инклюзивной школы включаются и учителя и администрация
• Включайте родителей
• Сформируйте понимание инвалидности у работников (школы, детского сада) и учеников
• Обучайте весь персонал школы (включая охранников, поваров и т.п.)

Неверные представления об инклюзии:
• Представление что присутствие в школе само по себе достаточно
• Представление, что нормально бросать в воду не умеющего плавать
• Фокусирование не на целях, а на действиях
• Когда основной направленностью услуг является обучение программе,
• а не удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей ребенка
• Представление, что молчаливое сидение – это нормальная альтернатива участию

Существующие барьеры:
• Архитектурная недоступность школ
• Дети с особыми образовательными потребностями часто признаются необучаемыми
• Большинство учителей и директоров массовых школ недостаточно знают о проблемах инвалидности и не готовы к включению детей- инвалидов в процесс обучения в классах
• Родители детей инвалидов не знают, как отстаивать права детей на образование и испытывают страх перед системой образования и социальной поддержки

Законодательные ресурсы:
• Конституция Российской Федерации
• Закон Российской Федерации «Об образовании» от 12 июля 1992 г. № 3266-1
• Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-Ф
• Протокол № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод
• Конвенция о правах ребенка

Правила инклюзивной школы
• Все ученики равны в школьном сообществе
• Все ученики имеют равный доступ к процессу обучения в течение дня
• У всех учеников должны быть равные возможности для установления и развития важных социальных связей
• Планируется и проводится эффективное обучение
• Работники, вовлеченные в процесс обучения, обучены стратегиям и процедурам облегчающим процесс включения, т.е. социальную интеграцию среди сверстников,
• Программа и процесс обучения учитывает потребности каждого ученика
• Семьи активно участвуют в жизни школы
• Вовлеченные работники настроены позитивно и понимают свои обязанности

Принципы формирования индивидуальной программы обучения:
• Подходит для всех учеников – не только для учеников с инвалидностью
• Средство приспособления к широкому кругу возможностей ученика
• Способ выразить принятие и уважение индивидуальных особенностей обучения
• Применимость ко всем составным частям программы и привычной манере поведения в классе
• Обязанность всех работников, вовлеченных в процесс обучения
• Наиболее вероятное повышение успешности ученика

Обычный учитель может быть успешен при условии, если:
• он достаточно гибок,
• ему интересны трудности и он готов пробовать разные подходы
• он уважает индивидуальные различия
• он может слушать и применять рекомендации других членов команды
• он чувствует себя уверенно в присутствии другого взрослого в классе
• он согласен работать с другими учителями в одной команде

Результаты инклюзии:
У учеников есть возможность для значимого, активного и постоянного участия во всех мероприятиях общеобразовательного процесса
Адаптация как можно менее навязчива и не содействует выработке стереотипов
Мероприятия направлены на включение ученика, но достаточно для него сложны
Индивидуальная помощь не отделяет, не изолирует ученика
Появляются возможности для обобщения и передачи навыков
Педагоги общего и специального преподавания делят обязанности в планировании, проведении и оценке уроков
Существуют процедуры оценки эффективности

В заключение:
Инклюзивные сообщества включают:
Изменение взглядов в целом
Разнообразие включает каждого
Необходимость начать раньше, чтобы изменить убеждения
Чем раньше освоено поведение, тем лучше оно запоминается
Возможность для каждого быть успешным
Социальные изменения:
Создание сообщества, в котором каждый считает свой вклад важным
Создание сообщества, в котором партнеры работают вместе
Начните с вашего маленького сообщество – и вы увидите результат ваших стараний по мере распространения вашего опыта
Действие отличается от убеждений и теории!

По материалам международной конференции
«Развитие инклюзивных школ в России»,
Москва, 19-20 ноября 2005 :
Д-р Джеймс Леско, ведущий специалист службы раннего образования для детей с особыми потребностями и без них (Делавэр, США), из доклада «Инклюзивные школьные сообщества: стратегии достижения успеха».


Что такое инклюзивное (включающее) образование?

Инклюзивное образование дает возможность всем учащимся в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, института, в дошкольной и школьной жизни

Включающее образование обладает ресурсами, направленными на стимуляцию равноправия обучающихся и их участия во всех аспектах жизни коллектива.

Включающее образование направлено на развитие у всех людей способностей, необходимых для общения.

Включающее образование базируется на восьми принципах:
• Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
• Каждый человек способен чувствовать и думать.
• Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
• Все люди нуждаются друг в друге.
• Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
• Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
• Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
• Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Включение – это не интеграция:
• Включение – это больше, чем интеграция.
• Молодые люди учатся вместе в обычной школе.
• Специалисты приходят помогать детям.
• Обычные школы изменяются.
• Внимание на возможности и сильные стороны ребенка.
• Все молодые люди изучают историю инвалидного движения.
• Воспринимают человеческие различия как обычные.
• Молодые люди получают возможность жить вместе с родителями.
• Молодые инвалиды получают полноценное и эффективное образование для того, чтобы жить полноценной жизнью.
• Взгляды и мнения молодых инвалидов становятся важными для окружающих.

Включение – это:
• НЕ наличие специализированных классов в обычной средней школе;
• НЕ обучение ребенка в средней школе без необходимой поддержки;
• НЕ интеграция 1 или 2 детей вне школы и без учета равных возможностей;
• НЕ тогда, когда дети приходят на 1-2 часа в среднюю школу из специализированной.

Hosted by uCoz