кубановедение в основной школе учитель:Луценко Анна Владимировна
Какая работа ведётся учителем Луценко Анной Владимировной по кубановедению в 5-11 классах Муниципального Общеобразовательного Учреждения Средней Общеобразовательной Школы № 9 ст. Новосергиевской Крыловского района Краснодарского края



Луценко Анна Владимировна - учитель кубановедения
Муниципального Общеобразовательного Учреждения
Средней Общеобразовательной Школы № 9
станицы Новосергиевской Крыловского района
Краснодарского края
Педагогический стаж - 6 лет
Преподаваемые предметы: кубановедение.
Специальность – учитель начальных классов, географии
Квалификационная категория - 1-я категория


С недавнего времени в общеобразовательных учреждениях Краснодарского края ведётся предмет - «Кубановедение». Сам термин «Кубановедение» означает «ведание», знание своей малой родины – Кубани. Он возник не случайно. Ещё в позапрошлом веке в школах Российской империи велось преподавание таких дисциплин, как«Родиноведение», «Отчизноведение». В 1914 году педагог Маньков ввёл в научный оборот понятие «краеве дение», которое по сей день широко используется в педагогической литературе и хорошо знакомо всем жителям нашего края. В 1990-е годы в специальной литературе сформирова-лось понятие «регионоведение», которое объединило более узкие: «москвоведение», «кубановедение» и другие.
Каждый регион нашей многоликой России самобытен. Он имеет свое «лицо» - только ему присущие исторические, этнические, природные, экономические и другие особенности. И было бы совершенно необоснованно, если бы они не оказывали влияние на содержание образования конкретного края, области, района.
Согласно приказа Департамента образования и науки № 01.8/889 от 27.05.2004 года с 1 сентября 2004 года введён образовательный предмет «Кубановедение» в учебный план общеобразовательных учреждений Краснодарского края в количестве часа в неделю с 1 по 11 класс.
Администрация МОУ СОШ № 9 Краснодарского края Крыловского района станицы Новосергиевской назначила на должность учителя кубановедения 5-11 классов
- Луценко Анну Владимировну. Следующим этапом работы стало оформление специализированного кабинета « Кубановедения». На данный момент в кабинете эстетические оформлены следующие стенды:
«Поэты и писатели Кубани»;
«Символы Краснодарского края"
"Край,ты наш, Кубанский",
Информация данных стендов используется для работы с учащимися, учителем. Кабинет пополняется предметами казачьего быта: плетень, рушник, посуда.
«Кубановедение» является региональным компонентом и входит в инвариантную часть учебного плана общеобразовательных учреждений в количестве 1 часа в неделю с 1 по 11 класс. «Кубановедение» охватывает все образовательные области учебного плана и позволяет более широко изучить этнографические и культурные особенности региона, его трудовые и природные ресурсы.
Курс«Кубановедение» является интегрированным и включает содержательные разделы по каждому классу. Последовательность изучения разделов курса в течение учебного года определяется общеобразовательными учреждениями самостоятельно.
* Курс «Кубановедение» - не случайный предмет в региональном базисном плане. Он играет очень важную роль в учебно – воспитательном процессе и выполняет различные функции:
- Учебно-просветительскую (расширение кругозора);научную;
- воспитательную (формирование патриотизма); социальную.
Курс «Кубановедение» является важным средством реализации регионального компонента, который направлен на формирование школьников представлений об окружающем мире, истории его возникновения, обрядах, обычаях, народных традициях.
Кубановедение играет очень важную роль в учебно-воспитательном процессе для школьников. В связи с этим выделяются следующие составляющие:
- учебно-просветительская работа (расширение кругозора, формирование кругозора);
- научная ( расширение знаний об окружающем мире и о самом себе);
- воспитательная (формирование гражданской позиции, патриотизма);
- социальная (социализация школьников в современной среде Краснодарского края).
Физиологические особенности школьников предполагают при изучении курса
«Кубановедение» использовать различные методы внеклассной работы:
- Нетрадиционные формы изучения регионального компонента.
- Подборка дидактического материала к нетрадиционным уроками внеклассным занятиям, например, исторические справки, разработки уроков, сценарии конкурсов чтецов и исполнителей кубанских песен.
- Активные формы внеклассной работы в рамках регионального компонента.
- Организована работа с Советом ветеранов, большое внимание уделяется станичным историческим памятникам, проводится шефская работа.
С введением данного курса накопительный материал по предмету «Кубановедение» постоянно пополняется фотоматериалами о столице края, о природе, о главных дарах и достопримечательностях.
Помимо символики в уголке «Кубановедения» рекомендуется наличие накопительных папок, материалы которых собираются каждым учителем по разделам:
- история символов края;
- природа;
- историческое прошлое края, района, станицы;
- языковые особенности и литература казачьего края;
- материалы периодической печати;
- разработки уроков и внеклассных занятий;
- работы детей.
Комплекс используемых педагогом и учащимися приёмов и методов зависит от возраста школьников, уровня их подготовки, целей занятия, задач проводимой работы.
Залог успеха в работе по изучению данного курса состоит в том, чтобы учебные и внеклассные занятия были призваны творческим началом, инициативой учащихся, исследовательским духом, эмоциональным накалом. Важно, чтобы ученики постоянно обращались к различным методам раскрытия того или иного явления, учились участвовать в диалоге, открытом мероприятии, учились извлекать уроки, выводы из событий истории родного края, активно участвовать в возрождении и обновлении прогрессивных культурных традиций народов Кубани.
Курс «Кубановедение в основной и старшей школе представлен ведущими системообразующими тематическими разделами: «История Кубани» (17 часов), «Искусство Кубани» ( изобразительное и музыкальное) (8 часов ежегодно). Наряду с этим в каждом классе периодически сменяется один тематический блок (9 часов):
5 класс – «Русский язык (кубанские говоры)»;
6 класс – «Биология (растительный и животный мир Кубани)»;
7 класс – «Литература Кубани»;
8 класс – «География Кубани»;
9 класс – «География Кубани»;
10 класс – «Литература Кубани»;
11 класс – «Биология (экология Кубани).
Специфика уроков кубановедения в старшем и среднем звеньях более сложна. При изучении каждого нового раздела, темы учащиеся 5-11 классов знакомятся с огромным количеством новых понятий, новыми темами, которые не повторяются из года в год, а изучаются в определённом классе и последовательности. Поэтому я больше уделяю внимания работе с учебником, с архивными документами, новыми понятиями, которые обязательно записываем в тетрадь по кубановедению.
Кроме уроков кубановедения Луценко Анна Владимировна готовит детей для участия в олимпиадах, викторинах, конкурсах как муниципального, так и краевого и регионального уровней. Дети с удовольствием выбирают тематику творческих работ и собирают, обобщают материал, но при этом в своих работах ребята используют различные формы и методы: электронные носители, работа в Интернете, поисковая, исследовательская, работа с архивными материалами, работа с наглядными пособиями. Данный вид работы заинтересовал ребят: ведь именно здесь могут показать и раскрыть свои способности, таланты, получить и увидеть результаты своего труда. А так как работа и введение нового предмета началась совсем недавно то, течением времени участников различных конкурсов постоянно повышается. Особенно нравится школьникам принимать участие в краевых конкурсах.Так в 2004 году 3 учащихся нашей школы под руководством учителя Кубановедения подготовили работы и приняли участие в номинациях:
Уголок моей малой Родины - путеводитель по станице Новосергивеской.
Экологическое воспитание на примере дружины « Подснежник»- за данные работы учащиеся были отмечены грамотами, учреждения дополнительного образования Краснодарского края и ценными подарками, за Ш место.
Номинация «60 лет Победы – альбом памяти», данная работа была отмечена благодарственным письмом края.
В 2005 – 2006 учебном году уже приняли участие в Краевом смотр конкурсе уже 6 школьников под руководством учителя кубановедения Луценко А.В. и пред-ставили 4 работы:
- «Путеводитель по станице Крыловской» - 2-е место – Титова Екатерина, Луценко Евг.;
- «Путешествие по городам Краснодарского края»- 2-е м. – Войцеховская Е., Руснак М.;
- «История и этнография города Краснодара» - 1 –е место –Бондаренко Марина;
-«Экология Краснодарского края, города Краснодара и Крыловского района; Крыловский
заказник» - 2-е место – Кибалкин Олег;
Также приняли участие в Акции « Я – гражданин России» куда представили 5 работ по следующим темам: - «Глобальные экологические проблемы»;
- «История возникновения понятий гражданство, гражданин. Политические права и
свободы граждан»;
- «Избирательная система России: проблемы и пути решения»;
- «Культурная политика кубанского казачьего войска. Заповеди казачества, права и
обязанности, символы и знаки казачества» (поисковая и исследовательская работа);
- « Понятие, сущность и содержание основных прав, свобод и обязанностей граждан
России. Воспитание чувства патриотизма и гражданственности у учащихся»;
В сентябре 2006 года проходил школьный и муниципальный этапы краеведческой викторины «Екатеринодар – Краснодар – Транзит». В школьном этапе принимало участие 3 команды: 10 «А», 10 «Б», 11-е классы. Команда 10 «Б» класса набрала наибольшее количество баллов (46). Команда 10 «Б» класса состояла из 7 человек (Павленко Виктор, Чащин Дмитрий, Кириченко Антон, Светлов Александр, Руснак Мария, Костик Екатерина, Коваленко Максим) ездила защищать честь школы в районе. Там они заняли 3-е место.
В ноябре 2007 года ребята 7-х классов МОУ СОШ № 9 участвовали в межпоселенческом конкурсе «Казацкому роду нэма переводу», который проводился управлением культуры и управлением образования муниципального образования Крыловский район. Конкурс проходил в три этапа. Учащиеся нашей школы успешно прошли все эти этапы и в финальном конкурсе команда МОУ СОШ № 9 «Весёлые ребята» заняла 2-е место и была отмечена грамотой и ценным подарком.
Также Анна Владимировна ведёт кружок «История Кубани» в МОУ СОШ № 9
Планирование внеурочной работы (кружок) для учителя является важной обязанностью. Четкое планирование позволяет правильно организовать деятельность ребят; выбрать те направления, разделы, темы по которым будет вестись работа.
Только благодаря поставленным целям и задачам, выбранным направлениям учащиеся узнают много нового и интересного о населении Кубани, о первых поселениях казаков, их жилище, быте, культуре, традициях и фольклоре, более подробно и углубленно, чем на уроках кубановедения.
Составляя план по кружку «История Кубани» на 2007/2008 учебный год были поставлены следующие перспективные задачи:
1.Поисковый материал постоянно пополнять, накапливать, обобщать по темам и разделам в накопленных папках.
2.Особое внимание обратить на работу учащихся с дополнительной литературой, архивными документами, газетами, журналами; научить работать с документами.
3.Постоянно пополнять и обновлять информацию на стендах в кабинете кубановедения.
4.Использовать найденный материал на уроках кубановедения в разделах: «История Кубани»,«ИЗО»,«Музыка»,«География Краснодарского края», «Биология», «Литература».
5.Привлекать к использованию данный материал при проведении внеклассных и школьных мероприятий, в районных соревнованиях, в краевых смотрах-конкурсах.
Данная кружковая работа позволяет не только расширить, обобщить им углубить знания учащихся о своей малой родине, но и сформировать устойчивый интерес к предмету, сделать его жизненно необходимым и значимым для человека, считающего себя грамотным, воспитанным и любящем Родину, человеком, за которым будущее России и Кубани.
Был составлен план мероприятий по кубановедению, которые будут проведены в школе в данном учебном году. Этот план висит в учительской,
где по месяцам расписаны мероприятия и классы. Основной формой является беседы по классам, литературные страницы, литературно-музыкальные композиции, викторины и поле чудес. План мероприятий следующий:
«Кубанские писатели и поэты детям»;
«Литературно-музыкальная композиция: «Эта память, верьте люди,
всей Земле нужна!»3.«Суворов на Кубани»;4. «Декабристы на Кубани»;
5.«Поле чудес « Что я знаю о своём крае?»;6. Колесо истории для 9-х-11-х классов»;
7.Экологические викторины, КВНы»;
Беседы по классам:
!»!! 8. «Память хранят живые!»; 9.Путеводитель по станице Новосергиевской;
10.Путеводитель по станице Крыловской;
11.Путешествие по городам Краснодарского края»;
12.История и этнография города Краснодара.
13. Заочное путешествие по Крыловскому музею;
14. «Альбом памяти, посвящённый 60 победы в ВОВ»;
Выступление на общешкольных линейках:
- «13 сентября – дата образования Краснодарского края»;
- «Я гражданин России и Кубани»;
Эти мероприятия включают совместную работу не только учащихся и классных руководителей, но и библиотекаря, местных жителей, родителей, решая при этом нравственно-эстетические, патриотические задачи по материалам регионального компонент. Все перечисленные направления работы, апробированы на практике включают разнообразные виды деятельности учителей и учащихся позволяют сделать вывод о необходимости продолжать работу в направлении регионализации и формированию у учащихся таких качеств, как:
Повышение уровня познавательной самостоятельности учащихся по кубановедению.
Развитие мотивов учебной деятельности учащихся, их познавательных потребностей, связанных с историей края, станицы, семьи.
Развитие способностей анализировать и оценивать явления социальной жизни, творческо-поисковых способностей.
Формирование жизненных планов учащихся, их профессиональных намерений.
Формирование жизненной позиции учащихся, их взглядов.
Также принимаю участие в лекционно-семинарской деятельности, в районных совещаниях. Данный материал используется практически.
E-mail: school9@kril.kubannet.ru
 

Hosted by uCoz